Войти
Главная / / /В поисках тренерского успеха. Интервью с Сергеем Корнейчиком.

В поисках тренерского успеха. Интервью с Сергеем Корнейчиком.

13 июля 2020

Современное развитие дзюдо характеризуется возрастанием конкуренции на международной арене, повышением требований к технико-тактической подготовленности, особенно в связи с изменением условий соревновательной деятельности, обусловленных постоянным совершенствованием правил соревнований.

Чтобы сегодня оставаться конкурентоспособными на мировом татами необходима постоянная работа и совершенствование не только наших спортсменов, но и совершенствование тренерской деятельности и постоянный анализ проблем и задач в этой области.

Многообразие профессиональных обязанностей и широкий диапазон педагогических задач, решаемых тренером, предъявляют повышенные требования к его деятельности и личности. Задача тренера – это не только спортивные достижения спортсмена, но и воспитание всесторонне развитого, образованного человека, способного к использованию культурного достояния общества и саморазвитию. Своим опытом в вопросе реализации этой задачи мы попросили поделиться тренера высшей категории учреждения "Городской центр олимпийского резерва единоборств" Корнейчика Серея Вячеславовича.


– Привет, Сергей. Расскажи немного о начале своей тренерской деятельности.

– Начал преподавать где-то в 1997 году, на последних курсах своей учебы. Получается уже более 20 лет тренерского стажа. Пришел в СДЮШОР по борьбе, раньше она так называлась. Тогда мне еще помогал Рябцев: объяснял и показывал все нюансы. Первые два года результата не было и тогда я изменил систему набора – начал регулярно ходить по школам, работать с населением, знакомиться с учителями по физкультуре. Самое главное в нашем деле, как говорил мой куратор Сенько Виталий Минович, найти «зерно».

– Имеется в виду, найти достойного ученика?

– Да, в таком философском плане найти «зерно», найти «материал», с которым можно работать. А потом это «зерно» должно попасть в благоприятную почву, его надо поливать, а это уже творчество тренера.

– А сейчас ты уже по школам не ходишь?

– До сих пор я это делаю и все учителя в районе меня знают и я периодически с ними общаюсь. Потому что наш спорт не такой популярный как хоккей или футбол и, учитывая что набор у нас идет детей постарше, зачастую приходится агитировать уже за переход в дзюдо из другого вида спорта.

– В этой связи согласен ли ты с тем, что формировать группы в государственных спортшколах можно лишь с 9 лет, учитывая, что частные спортивные клубы не ограничивают себя в возрасте детей?

– Это силовой вид спорта, он требует большего внимания, концентрации и каким бы не был одаренным ребенок, дзюдо требует определенного возраста.

– Ты сейчас больше говоришь о профессиональном дзюдо, с этим понятно, а я имею ввиду привлекать детей пораньше для занятий дзюдо – как средство для общего физического развития.

– Именно только для общего развития, чтобы формировать у детей двигательные навыки, заложить общую физическую подготовку, акробатические элементы, координацию, ловкость, цепкость – это да.

– В моем понимании, должно быть тренерское разделение для работы с разными возрастами и специализацией, т.е. один тренер тренирует маленьких детей, где требуется один подход и квалификация, соответственно, детей постарше – другой тренер и другой подход.

– Именно так – разные подходы. Почему у нас в школе на ранних этапах работают одни тренеры, на средних этапах – другие, с высшим звеном – третьи тренеры? Потому, что ты один всё полностью не потянешь – совсем разные подходы. Но у меня всегда была преемственность поколений. Например, сейчас у меня в одной группе все – от мала до велика – но там все пацаны ровные, которые из себя что-то представляют. Так во всем мире происходит (особенно это касается контактных видов спорта) – младшие смотрят на старших, старшие показывают, объясняют. Даже если где-то молодежь просто «постоит» с тобой без борьбы, поотрабатывает, все равно что-то впитает. Для этого я постоянно стараюсь привлекать к тренировочному процессу взрослых, опытных дзюдоистов с «интересной» техникой, в том числе тех, кто уже завязал с профессиональной карьерой. Принцип преемственности поколений я считаю одним из самых важных в нашем виде спорта.

– Соглашусь с тобой, поскольку сам через это проходил. Можешь ли ты вспомнить что-нибудь самое обидное в своей тренерской карьере?

– Самое обидное?..(задумался). По большому счету, тренерская работа сама по себе вещь не благодарная, потому что, если ученик добивается результатов, то добивается он, а если нет, то тренер виноват (смеется). И здесь самое главное понимать, что это неизбежно, это процесс. Рано или поздно все подходят к возрасту когда надо выбирать между профессиональным спортом и какой-то альтернативной деятельностью и зачастую, имея такую альтернативу (особенно в Минске), выбирают последнее и по сути заканчивают с профессиональным дзюдо.

Но, с другой стороны, это тоже ошибка тренера. Необходимо в этот переходный период, найти подход к каждому, изыскивать и создавать дополнительную мотивацию. Начиная со старших классов школы необходимо продумать стратегию развития и роста в профессиональном спорте перспективного дзюдоиста в рамках среднеспециального либо высшего учебного заведения.

Безусловно, есть определенные сложности, в том числе в работе с родителями. Как тренер я понимаю, что случаи, когда к 18 годам у ребенка есть четкое представление о своей будущей деятельности, скорее исключение, а родители, что также естественно, стремятся определить своих детей в максимально престижный и перспективный, с их точки зрения, ВУЗ. Однако, я убежден, что на сегодняшний день наша система студенческого спорта далеко не в полной мере стимулирует его развитие в республике, но это отдельная и очень глубокая тема.

Также хотелось бы отметить, что раньше была возможность учиться и тренироваться на протяжении 6 лет по окончании 11 классов школы, оставаясь при этом в учебно-тренировочной группе у своего тренера, т.е. 2 года в спортивном училище и 4-5 лет в ВУЗе. Сегодня такой возможности нет, поскольку отсрочка по призыву в армию не предоставляется по окончании среднеспециального образования и поступлении в ВУЗ.

– Что для тебя тренерская деятельность?

– Для меня, безусловно, работа тренером – это хобби, неотъемлемая часть моей жизни. Я понимаю, что я не достаточно реализовался как спортсмен в свое время и сегодня меня это подстегивает в отношении результата как тренера.

– Может быть провокационный вопрос, но тем не менее. Как ты считаешь, можно ли на сегодняшний день говорить о белорусской школе дзюдо?

– Наша белорусская школа дзюдо как и сегодняшний белорусский язык - "трасянка": "у каждого Абрама своя программа".

– Т.е. по сути ее нет?

– Конечно нет.

– С чем это связано: переходный период, не сформировалась еще или что-нибудь другое?

– У нас по сути советская школа, т.е. как был «совок», так и остался «совок». Я считаю, что в принципе это не плохо, потому что уровень союзной школы самбо и всего остального достаточно высокий. Методики преподавания у нас есть, но на уровне учебно-тренировочных групп начальной подготовки и выше, когда необходимо закладывать основы передвижений, захватов, борьбы ногами и т.д., не хватает тщательности и последовательности в работе.

– Я уже не впервые слышу, что относительно учебно-методического материала у нас все в порядке. Такое мнение выразил, в том числе, представитель японской школы дзюдо, который посещал наш профильный ВУЗ в этом году.

– В Японии, например, зайди в любую школу с группой начальной подготовки – везде одна и та же программа, которой они строго придерживаются. У нас в этом плане нет строгих методических требований. Но наша основная проблема, я считаю, нехватка квалифицированных специалистов, которые бы могли качественно преподносить учебный материал. Ведь все немного сложнее, чем на бумаге. Возьми, например, аши-ваза – я чувствую эти моменты и могу кое-что показать, ты чувствуешь, но это высший пилотаж дзюдо. Этому нельзя просто научить – посмотрел один раз и пошел «косить», нет! Это надо самому прочувствовать, смаковать, пережить это, чтобы понять куда и когда руки тянут, подловить момент и т.д. И сколько у нас в республике тех, кто может реально объяснять и показывать нюансы? Но, я хочу сказать, кто ищет, тот всегда найдет. Не обязательно быть высокого уровня борцом, чтобы изучать и обучать приемам дзюдо. На сегодняшний день есть инстаграм, есть ютюб и все остальное, там это все есть, главное желание.

С другой стороны, если я в чем-то не разбираюсь, я приглашаю соответствующего специалиста. Задача тренера – организовать. Тем более, что у нас в Беларуси достаточно специалистов, которые могут рассказать, объяснить и показать. Более того, я два раза проходил обучение в высшей школе тренеров и хочу сказать, что там совсем другая информация, совсем другой подход.

– Ты хочешь сказать, что обучение в высшей школе тренеров отличается от обычного?

– Однозначно! Ты не представляешь сколько интересной и полезной информации я почерпнул для себя за время обучения там. К процессу обучения подключают гуру в своих дисциплинах со всего мира: и по психологии, и по специализации, и по всем остальным направлениям. Но в любом случае, чтобы что-то впитать и развиваться, нужно большое желание и внутренняя мотивация.

– Довольно интересная для меня информация. Сергей, подскажи свои наблюдения по поводу количества занимающихся дзюдо сегодня. Оно уменьшилось?

– Да.

– С чем это связано, как ты думаешь?

– Думаю, что это обычный демографический процесс: где-то рождаемость поднимается, где-то падает.

– Может быть это как-то связано с разделением учебно-тренировочных групп дзюдо и самбо?

– Самбо здесь вообще не причем.

– А как ты относишься к разговорам о разного рода совмещении дзюдо и самбо? Ведь основной аргумент, который я слышу по этому поводу – раньше были вместе и результат был выше.

– Нельзя это отрицать, но я считаю, что так просто совпало. Какое-то время был результат за счет советского наследия, плеяда спортсменов, которая была выращена в советское время при конкуренции в спорте того времени, еще долго приносила плоды. А сейчас это два разных вида спорта: там ковер – здесь татами, там болевые на ноги – здесь удушающие, там больше статики – здесь динамика с каждым годом только выше и т.д. Особенно ощутимы эти различия стали с отменой в дзюдо бросков с захватами за ноги. И важно понимать, что эти отличия закладываются на самых ранних этапах. Это как с детьми – как ты изначально научишь кушать, писа́ть, говорить, так они и будут это делать по жизни и потом уже не переучишь. В нашем случае, если ты научишь изначально блоки ставить, за ноги хвататься, то рефлексия в этом отношении никуда не денется. А в глобальном смысле принцип везде один – надо провести прием. Борьба она и есть борьба. И в качестве общего развития конечно полезно будет разбирать приемы и подходы с разных видов борьбы. Но, если смотреть в разрезе дальнейшего развития и роста отдельных видов, то без специализации на ранних этапах никак.

– Ну и напоследок у тебя есть возможность выразить свои пожелания в отношении тренерского штаба нацкоманды и федерации.

– Во-первых, хотелось бы возобновить день борьбы и по детям, и по взрослым, как раньше было, т.е. желающие поучаствовать в рандори могли бы беспрепятственно это сделать. В этой связи встает вопрос отсутствия собственного специализированного зала дзюдо для нацкоманды в Минске.

Во-вторых, думаю было бы здорово чаще привлекать наших именитых дзюдоистов на такие мероприятия. Увидеть технику выполнения приемов чемпионов и призеров Европы, мира, олимпийского чемпиона, обсудить с ними эту технику, сфотографироваться и т.д. – все это, вне всякого сомнения, еще больше мотивирует подрастающее поколение и популяризирует дзюдо в целом.

Также, каждый год для себя отмечаю, что ПРБ по кадетам до 18 лет у нас очень сильное: много участников, большая конкуренция весьма интересных и одаренных спортсменов и не каждый призер Европы сможет выиграть. А проходит два года и на республике до 21 года в два раза меньше участников. Куда они исчезают? Тут мы отчасти возвращаемся к вопросу того самого переходного периода после окончания общеобразовательной школы. Не хватает мотивации, в том числе финансовой. Раньше, например, ВУЗы ежемесячно выплачивали питание своим подопечным, которые становились призерами республиканских соревнований среди высших учебных заведений. Сейчас этого нет.

– Сергей, спасибо, что уделил время и поделился своими мыслями и опытом. Уверен, что многие вопросы, которые были затронуты, не оставят равнодушными всех любителей дзюдо.

Тебе хочу пожелать дальнейших творческих успехов, сохранять неподдельный интерес, оптимизм и энергию к нашему любимому виду спорта.



Интервьюер: Максим Сацук


Возврат к списку

БТ-5информационный партнер МЧСпартнер МСиТпартнер НОКпартнер